Снос исторических построек в Петербурге все ближе. Чиновники Минтранса РФ рассказали о новых планах по ВСМ

Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Высокоскоростную железнодорожную магистраль из Москвы в Петербург могут продлить до Минска. Об этом заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев. Выступая на заседании сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, чиновник предложил оценить перспективы ветки, а также просчитать ее стоимость. Этот вопрос в ближайшее время обсудят в российском правительстве.
ВСМ из Москвы в Петербург планируется построить к 2027 году. Проект оценивается в 1,7 трлн рублей, инвестор для него уже найден. Если проект будет реализован, расстояние между городами пассажиры смогут преодолевать за 2,5 часа. Напомним, ради него власти Петербурга уже готовы пожертвовать некоторыми историческими зданиями несмотря на то, что по закону объекты, построенные до 2017 года, сносить нельзя. Так, в марте текущего года городское Заксобрание скорректировало закон об объединенных зонах охраны, разрешив снос 20 зданий складов Кокоревых в районе Лиговского проспекта. На их месте и появится вокзал ВСМ.
Решение чиновников вызвало немалый общественный резонанс, дополнительно его подпитало и разрешение снести другие исторические здания. Так, ради строительства Большого Смоленского моста через Неву было решено уничтожить восемь объектов на проспекте Обуховской Обороны, включая здание школы, где училась Ольга Берггольц. А в квартале «Нарвская застава» по программе реновации чиновники собирались снести более 150 зданий. Правда, позже под давлением общественности решение по ним отсрочили до января 2029 года.
Практика сноса исторических зданий в последние годы стала для Петербурга печальной реальностью. В особенности это касается построек, не имеющих охранного статуса. Действия чиновников не раз вызывали громкие дискуссии и протест со стороны градозащитников, так что год назад в истории со сносами был вынужден вмешаться СКР. Тогда же было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий сотрудниками КГИОП, расследование которого все еще продолжается.
Следствие считает, что в комитете незаконно «приговорили» к сносу старинное здание «Дом Лапина» (не памятник, но 1840 года постройки), а также манеж Финляндского полка, «Васильевский винный городок» и корпуса торговых бань Екимовой. Тогда же вскрылась и схема, по которой проводились сносы.
Оказалось, что эти здания перестраивались в советское время, так что по документам у них значился другой год постройки. Например, Дом Лапина дополняли надстройками в XX веке, аналогично было и с манежем Финляндского полка, у которого появился новый этаж.
Но и по сей день, несмотря на уголовное дело, чиновники продолжают выдавать разрешения на снос. Последним громким событием в градозащитной среде стало разрушение Дома Басевича, который активисты пытаются спасти уже не один год. Здание несколько лет назад отдали театру Бориса Эйфмана, который и задумал снос ради строительства общежития для своих артистов. При этом от постройки все же собирались оставить фасад и даже отреставрировать его, а остальную ее часть признали аварийной.
Между тем, градозащитники уверены, что здание намеренно пытались довести до состояния, когда его реконструкция уже невозможна. Сейчас в похожих условиях находится еще один объект. Конюшенное ведомство является одним из знаковых объектов для города и существует еще с Петровских времен. Есть у него и охранный статус, только в деле спасения бывших конюшен это помогает мало.
К сожалению, сегодня всем своим видом оно демонстрирует равнодушное отношение чиновников к историческому наследию. Уже порядка 20 лет в воздухе витают идеи о восстановлении здания, но на практике они реализации не получают. В начале «нулевых» здесь пытались создать отель, однако инвестор «Оранж Девелопмент» предложил слишком радикальную перестройку здания, с чем не согласилась общественность. Далее была череда архитектурных конкурсов, и власти обещали, что выберут и реализуют лучший проект, но и этого не было сделано.
Пренебрегая опытом петербургских девелоперов в деле реставрации объектов культурного наследия, чиновники нашли очередного инвестора в Москве. Компания оказалась совершенно без опыта работы с подобными зданиями, зато основным видом ее деятельности была торговля продовольствием и табаком.
Впрочем, за этой фирмой быстро усмотрели интересы ГК «Киевская площадь», известной по ряду скандальных проектов реконструкции памятников архитектуры. Еще несколько лет назад в СМИ проходила информация о том, что московская компания планирует создать в Конюшенном ведомстве торговые площади и точки общепита. Несмотря на попытки других участников конкурса оспорить его результаты, суд все же встал на сторону Смольного и нового арендатора. Теперь у него есть год на создание проекта и еще пять — на реализацию. Однако не исключено, что попытки превратить памятник архитектуры, например, в торговые ряды скоро вызовет очередную волну народного гнева и повлечет массовые протесты.