Один из наиболее часто задаваемых священникам вопросов касается возможности заключения брака между крестными родителями и их крестниками или родителями крестников.
Протоиерей Андрей Епифанов в беседе с изданием Regions.ru подчеркивает, что Русская православная церковь имеет четкую официальную позицию, основанную на документе Архиерейского Собора «О канонических аспектах церковного брака» от 2017 года, а не на народных суевериях.
В этом документе четко определены категории лиц, которым Церковь отказывает в венчании. Это, в частности, люди, связанные духовным родством. Документ однозначно запрещает венчание «восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой», что означает невозможность брака между женщиной и крестным отцом ее сына, или между мужчиной и крестной матерью его дочери. Этот запрет берет начало в давней традиции, когда у ребенка был один крестный родитель того же пола, и духовные узы считались почти родственными.
Церковь придает духовным связям большое значение. Крестные родители несут ответственность за духовное воспитание ребенка, становясь его «вторыми родителями» в вере. Поэтому брак между кровным родителем и крестным родителем рассматривается как нарушение церковных норм и сравнивается с недопустимой близостью в рамках семьи.
Однако не всякое кумовство автоматически исключает брак. Например, если мужчина и женщина крестили одного ребенка или крестят разных детей и не подпадают под запрещенную комбинацию «родитель-крестный», то прямой запрет на брак отсутствует. В таких случаях требуется особое разрешение архиерея. Пара должна подать прошение правящему епископу, который либо сам рассмотрит вопрос, либо передаст его в каноническую комиссию. При отсутствии других препятствий, таких как кровное родство или нерасторгнутые браки, такой союз может быть благословлен.
По словам протоиерея Епифанова, строгий запрет касается только брака между отцом и крестной дочерью, а также между матерью и крестным сыном. В остальном решающее значение имеет решение епископа, к которому и следует обращаться верующим за окончательным ответом, а не мнения окружающих или советы в интернете.