Поход в театр — событие особенное. Особенно если речь идет о Петербурге, где даже воздух кажется насыщенным культурой. Однако в последние годы к классическому этикету все чаще примешивается дух времени — свобода самовыражения, комфорт и гибкость. Как одеваются зрители на самом деле и к чему стоит быть готовым, отправляясь в театр в культурной столице России — в материале «Бриф24».
Петербургский театр — это не кино
И хоть бытует мнение, что дресс-код в театре устарел, реальность все еще требует хотя бы базового уважения к месту. Театр — это все-таки особенное пространство. Он не терпит спешки, суеты и небрежности. А значит, и внешний вид должен быть если не торжественным, то хотя бы осмысленным.
С этим согласна и специалист по этикету Мария Кановская, которая в своей книге выделяет сразу десять правил поведения в театре. Некоторые из них могут показаться анахронизмом — например, совет мужчине купить даме программу «не спрашивая» или не смотреть на спутницу у зеркала. Но другие вполне актуальны до сих пор: не загораживать обзор пышной прической, не пользоваться духами прямо перед входом в зал, не пить напитки в фойе. Все это — детали, которые создают атмосферу и показывают ваше отношение к происходящему.

На практике — все сложнее
Впрочем, одно дело — свод этикетных правил, другое — реальная публика. И здесь Петербург показывает свою особую смесь классики и повседневности. Недавнее посещение Мариинского театра наглядно показало: строгого дресс-кода, как такового, никто не требует. В зале можно увидеть и женщин в вечерних платьях с шелковыми накидками, и мужчин в рубашках с пиджаками. Но тут же — люди в кроссовках, джинсах, свитерах. Порой — даже в пуховиках, особенно если на улице минусовая температура.

Интересно, что миф о тотальном переобувании в театре жив, но не так уж жизнеспособен. Переобуваться в туфли действительно кто-то предпочитает — особенно женщины старшего поколения или те, для кого театр — все еще праздник. Но большинство зрителей просто приходят в обуви «сразу», особенно если добираются на такси от гостиницы — из машины прямо в зал. И да, многие приходят в ботинках или даже сапогах, особенно зимой. В северной столице климат диктует свои правила.

Что насчет вечернего платья?
Да, конечно, вы увидите женщин в длинных блестящих платьях, особенно в ложах бельэтажа. Но это скорее исключение, чем правило. Петербургская публика — крайне сдержанная и спокойная. Элегантность здесь скорее рациональная: жакеты, юбки и однотонные блузки. Лишь изредка можно увидеть стильные образы с намеком на торжественность. Впрочем, даже один такой образ может украсить вечер.
В чемодане для театра всегда найдется место
Отдельный вопрос, который волнует приезжих: а стоит ли вообще брать с собой «театр» — наряд, туфли, сумочку, если вы едете из другого города? Ведь это груз, лишние хлопоты. Но если театр для вас — больше, чем просто способ провести вечер, однозначно стоит.

По опыту зрителей, собрать театральный образ в чемодан совсем не сложно. Легкая блузка, брюки, изящные туфли и миниатюрная сумочка занимают минимум места. А вот удовольствия от того, что вы чувствуете себя в пространстве органично, — гораздо больше.
Для многих поход в Мариинский — это, прежде всего, встреча с прекрасным. И готовность к этой встрече проявляется и во взгляде, и в походке, и в том, как вы выглядите.

Как быть уместным?
Петербург давно освободился от театральной мишуры, но не от духа уважения к искусству. Сегодня в театр приходят и в джинсах, и в вечерних нарядах. Во всем этом главное — внутреннее понимание момента. Как и в любом общественном месте, здесь действует негласный код: будь уместным.