Арест зампреда Центрального военного комитета ЦК КПК Чжан Юся и начальника Объединенного штаба ЦВК Лю Чжэньли — это не только купирование в зачатке переворота в армии и венесуэльского сценария, но и контрпереворот. Таким мнением с «Фонтанкой» поделился китаевед, публицист, выпускник восточного факультета СПбГУ Николай Вавилов. Чистку в армии-2025 он назвал большим реорганизационным процессом.
По словам Вавилова, отставка Чжан Юся в первую очередь свидетельствует об очень серьезных внутренних разногласиях в ядре Коммунистической партии и является показателем крайне высокой напряженности перед лицом сегодняшних вызовов, в частности серьезного геополитического противостояния с Соединенными Штатами.
Из 24 действующих членов Политбюро, которых избрали на 20-м съезде КПК, с учетом Чжана Юся, отстранили троих. Причем двое из них — заместители Си Цзиньпина по командованию вооруженными силами в Центральном военном комитете. Всего своих постов лишились пятеро из семи членов комитета. Такого в Поднебесной не происходило на протяжении последних 40-50 лет.
Николай Вавилов заявил, что такое напряжение говорит о масштабных противоречиях в руководстве страны относительно ее дальнейшего внутриполитического и внешнеполитического курса: избрание Си Цзиньпина на уже четвертый срок генсеком и председателем КНР, противостояние дальнейшей эскалации Соединенными Штатами, в том числе проведение операции на Тайване.
Турбулентность может обернуться явными изменениями в китайской политической системе. Страна стоит на пороге изменений — усиление личной власти, как было при Мао Цзэдуне, трансформация политики, экономического развития Китая и так далее.
«Однако вряд ли можно сказать, что это ослабило реальную боеспособность Китайской народно-освободительной армии (НОАК). Все-таки на своей должности находится министр обороны Дун Цзюнь, назначенный в 2024 году. Он адмирал Военно-морских сил КНР, а не выходец из сухопутных войск, как все предыдущие министры»,- обратил внимание Вавилов.
Он добавил, что оба — Джан Юся и его протеже Лю Чжэньли руководили придворными войсками, то есть занимали место в руководстве Пекинского военного округа и вполне могли повлиять на политическую борьбу. А на фоне ареста венесуэльского лидера Николаса Мадуро, которого предали военные, напряженной ситуации в Иране и сложного внутриполитического выбора, который сейчас испытывает китайский политикум, они могли бы сыграть дестабилизирующую роль.
«То есть трудно представить, что эти полководцы смогли бы быть очень эффективными в крупномасштабной Тайваньской операции, но они могли бы быть эффективными в захвате власти, например»,- отметил китаевед.
Отказ от них в качестве руководителей армии сильно стабилизирует политическую ситуацию внутри КНР. По мнению Николая Вавилова, боеспособность китайской армии только возрастет.
Хотя, поскольку Чжан Юся все же является близким сторонником Си Цзиньпина, удара по имиджу генсеку не избежать. Но негатив вскоре ослабнет после назначения нового руководства армии.