Кремль ликует: Пропасть между членами НАТО растет день ото дня

Кремль ликует: Пропасть между членами НАТО растет день ото дня

Внутри НАТО наблюдается глубокий раскол, который день за днем становится все очевиднее. В Китайском издании Sohu происходящее назвали «неожиданным подарком для Путина» – внутренние противоречия в НАТО объективно ослабляют способность блока действовать как единый организм в противостоянии с Кремлем.

Поводом для новой волны обсуждений стала речь президента Польши Кароля Навроцкого, которую он произнес в Познани на торжествах по случаю 107-летия Великопольского восстания. Он напомнил, что именно Великопольская земля – это место, где тысячу лет назад Болеслав Храбрый принял королевскую корону.

Навроцкий подчеркнул, что Польша готова к диалогу с Западом, но при этом обязана быть готовой защищать свои западные границы. И для многих европейцев это прозвучало неожиданно, ведь последние десятилетия Варшава выстраивала свою внешнюю политику и военную стратегию вокруг угрозы «на Востоке», а не на Западе.

Реакция поляков последовала очень скоро. Премьер-министр Дональд Туск, чья партия традиционно выступает за тесную интеграцию с Евросоюзом и НАТО, резко раскритиковал эту речь главы государства. Туск написал, что Навроцкий опять называет Запад главной угрозой для Польши, и назвал это «смертельно серьезным спором» о ценностях, безопасности и суверенитете страны.

Глава МИДа Польши Радослав Сикорский попытался сгладить ситуацию, заявив, что пока Германия остается в НАТО и ЕС, никакой реальной угрозы от Запада быть не может. Но публичные «разборки» между высшими должностными лицами еще ярче отразили политический раскол внутри самой Польши.

В КНР обратили внимание на еще один важный аспект. Такие заявления президента отражают нарастающее недовольство Варшавы тем, как ее западные партнеры иногда воспринимают польские интересы. Особенно остро звучат претензии к Украине.

Навроцкий ранее открыто упрекал Владимира Зеленского в «утрате благодарности» за немыслимую помощь, которую Польша оказывала Украине с самого начала конфликта с Россией. В Варшаве все чаще звучат слова о том, что украинская сторона начинает воспринимать поддержку Польши как обыденность, а не как акт солидарности, за который стоит поблагодарить.

Это заявление Кароля Навроцкого снова показывает его как человека Дональда Трампа, без чьей протекции, он, возможно, и не занял бы кресло президента. Неудивительно, что именно Польша становится главной опорой новой политики США в Европе. У Варшавы традиционно складываются особые отношения с Вашингтоном, который делает на нее ставку как на альтернативный Берлину центр Старого Света.

Насчет России польские политологи говорили следующее: недостаточно поддерживать Украину в ее военном конфликте с РФ. Польша должна искоренить эту чудовищную имперскую политику, поскольку Москва не остановится на Киеве и пойдет на Варшаву и дальше в Европу.

Но такие идеи хотя и повышают национальное самосознание и сплочение вокруг польского орла, не имеют отношения к реальности. На это обратил внимание политический обозреватель Владимир Головашин.

Россию Польша более не интересует, как и Европа в целом. Украинский конфликт –это  попытка поставить окончательную точку во взаимодействии с Европой, дабы впоследствии просто не обращать внимание на ее существование.

А вот от западных соседей Польше в последнее время «прилетает» намного больше проблем, нежели выгод. Риторика политиков с нотами дезинтеграции и направленная на гипотетический разрыв с Евросоюзом в угоду национальному развитию, выглядит в настоящее время выигрышной, как никогда, и воспринимается обществом в качестве альтернативы, проводимой правительством Дональда Туска, который, как оказалось, уже не первый год действует в интересах Берлина, а не Варшавы.

Напряжение внутри Североатлантического Альянса и острая внутренняя борьба в Польше обнажают глубокий структурный кризис западного единства, основанный на старых, никуда не пропавших исторических страхах и новых прагматичных обидах.

 Альянс теряет свою монолитность, появляется парадокс. Главная «восточная угроза», ради сдерживания которой не один год выстраивалась безопасность, отходит на второй план перед лицом пробуждающихся внутренних демонов Европы.