Новые правила для касс в магазинах и кафе: что изменится с 1 сентября 2026 года

Новые правила для касс в магазинах и кафе: что изменится с 1 сентября 2026 года

Фото: "Бриф24"

С 1 сентября 2026 года в России изменятся правила работы касс в магазинах и кафе. Нововведения затронут способы оплаты, контроль сроков годности, маркировку товаров и выдачу чеков. Об этом сообщило издание PRIMPRESS.

На кассах планируют использовать единый универсальный QR-код Национальной системы платежных карт. Покупателю не придется искать среди наклеек логотип нужного банка: достаточно будет отсканировать один код смартфоном. Система определит доступные способы оплаты и предложит воспользоваться СБП, банковским pay-сервисом или цифровым рублем.

Кассовое программное обеспечение интегрируют с государственной системой маркировки. Это позволит автоматически проверять сроки годности товаров при продаже.

Если товар окажется просроченным, касса не позволит завершить операцию. За попытку обойти такую блокировку предусмотрены штрафы: 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 20 тысяч рублей для юридических лиц за каждую единицу просроченного товара.

С сентября перечень продукции, подлежащей цифровому учету, расширится. Обязательная маркировка будет распространяться в том числе на макароны, сухие завтраки, мюсли, каши быстрого приготовления и натуральный мед.

Кроме того, начнется первый этап регистрации производителей товаров повседневного спроса и средств гигиены. В него войдут, в частности, туалетная бумага, бумажные салфетки и зубные щетки.

Еще одно изменение касается кассовых чеков. При безналичной оплате картой или через универсальный QR-код бумажный чек в некоторых случаях перестанет быть обязательным. Магазины смогут отказаться от печати чеков и их отправки по СМС при соблюдении установленных требований к передаче фискальных данных.

Для покупателей это означает меньше бумажных чеков, а для бизнеса — сокращение расходов на кассовую ленту. При этом информация о покупке будет сохраняться в цифровом виде и при необходимости использоваться для подтверждения оплаты или оформления возврата.