Асфальт нового поколения: как современные технологии меняют дорожное строительство в Петербурге

Асфальт нового поколения: как современные технологии меняют дорожное строительство в Петербурге

Объем дорожного строительства в России и Петербурге растет. В 2025 году в Северной столице запланирован ремонт 600 тысяч кв. м городских дорог. В регионе реализуются крупные инфраструктурные проекты — строительство ШМСД, КАД-2, ВСМ «Москва — Санкт-Петербург», возведение Большого Смоленского моста и прокладка трамвайной линии «Славянка». Все эти объекты требуют современных и долговечных материалов, в том числе асфальтобетонных смесей. Об этом рассказывает РБК Петербург.

Инновационный подход

Общая протяженность дорог в России превышает 1,5 млн км, и их число постоянно растет. Вместе с этим увеличиваются и затраты на их содержание. Михаил Поздняков, генеральный директор «Газпромнефть — Дорожное строительство», отметил, что в последние годы объемы дорожного строительства значительно выросли. Раньше дороги ремонтировали, когда уже нужно было менять верхний слой асфальта или больше, а сейчас есть методы, позволяющие на ранних стадиях выполнять мероприятия, продлевающие срок службы. Это экономит от 5 до 15% затрат в разных климатических регионах.

Капитальный ремонт всегда обходится дороже превентивных мер. Сегодня используют современные технологии, повышающие качество полотна и его долговечность. Одним из таких материалов являются полимерно-битумные вяжущие, которые делают дорогу более устойчивой к деформациям и увеличивают срок службы в среднем на 4 года.

Полимер-битумное вяжущее проникает в компоненты асфальта, скрепляя их и формируя прочный каркас. Наталья Майданова из группы компаний «АБЗ-1» подчеркнула, что важно уделять внимание верхним слоям дорожных покрытий, которые подвержены транспортным нагрузкам, ультрафиолету, воздействию антигололедных добавок, механическим и звуковым колебаниям.

Николай Быстров, президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», ранее отмечал, что 95% наших стандартов моложе 10 лет. Требования к асфальтобетону соответствуют мировым образцам.

Среди передовых технологий — производство асфальтобетонных смесей с переработанной резиновой крошкой (в том числе из старых автомобильных шин) и с переработанным асфальтобетоном. Несмотря на то что эти методы были разработаны еще в 1980‑х годах, их активное внедрение в производство началось лишь недавно.

Асфальтобетонная смесь традиционно состоит из щебня, песка, минерального порошка и битума. При добавлении резиновой крошки получается «прорезиненный» асфальт, который заметно улучшает характеристики дорожного покрытия. Такое покрытие снижает уровень шума до 70 %, в 4 раза уменьшает колееобразование, повышает дренажные свойства и устойчивость к перепадам температур. В результате, срок эксплуатации увеличивается на 5–10 лет по сравнению с обычным асфальтом, а число аварий сокращается благодаря улучшенным фрикционным свойствам.

В Петербурге серийное производство асфальтобетонных смесей с резиновой крошкой стартовало в 2024 году на заводе «АБЗ‑1» в Пушкине. Новое покрытие уже можно увидеть на трассах Зеленогорск — Приморск — Выборг, Мяглово — Кола, Санкт‑Петербург — Ручьи, а также на бульваре Новаторов и Суворовском проспекте.

Цветной асфальт на дорогах Петербурга

Еще одна инновационная разработка петербургских специалистов — цветная асфальтобетонная смесь. Научно‑исследовательский центр «АБЗ‑1» создал прозрачное полимерное вяжущее B2color, которое заменяет традиционный битум, сохраняя его свойства. При добавлении красящих пигментов оно позволяет получать асфальтобетон практически любого оттенка.

Такие покрытия обеспечивают высокое сцепление колес с дорогой, что особенно важно на поворотах и при мокрой погоде. Это снижает риск аварий. Цветной асфальтобетон соответствует ГОСТу и относится к «зеленым» материалам, поскольку пригоден для вторичной переработки.

На сегодняшний день в Петербурге обустроено более 50 объектов с цветным асфальтобетоном — от мостов и набережных до скверов и общественных пространств. Среди них — набережная Большой Невки и скейт‑парк под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта. Эти проекты вошли в федеральный реестр лучших практик Минстроя за 2024 год.

Цветной асфальт уже применяют и в других регионах — в Московской области, Новосибирске, Калининграде и Перми.

Аналитическое агентство «Агроан» приводит следующие данные: среднегодовой темп роста производства асфальтобетонных смесей в России в 2019–2024 годах составил 3,2 %. В 2025 году ожидается выпуск около 60,4 млн тонн асфальта, однако эта цифра может превысить 100 млн тонн. К 2029 году спрос на асфальтобетонные смеси, по прогнозам, достигнет более 120 млн тонн.

Основные производственные мощности сосредоточены в четырех федеральных округах: Центральном (24,6 %), Приволжском (21,6 %), Южном (15,5 %) и Северо‑Западном (15,5 %). «Эксперты не прогнозируют глобальных потрясений в этой отрасли в ближайшие пять лет, резюмируют аналитики. Спрос на асфальт будет постепенно расти на фоне реализации национальных проектов по развитию автодорожной сети.

Для удовлетворения потребности проектов Петербурга в качественных асфальтобетонных смесях, в промзоне «Белоостров» до конца 2027 года планируется строительство инновационного асфальтобетонного предприятия. Реализовать проект взялась группа компаний «АБЗ-1». Известно, что производство планируется закрытого типа и будет иметь усиленный экологический контроль. На данный момент компания занимается разработкой проектной документации. Вскоре, проекту предстоит пройти экспертизы и проверки, в том числе от Роспотребнадзора. До получения заключений строительство производства в промзоне будет невозможно.